Словарь Музыкального Сноба
Создана: 26 Декабря 2002 Чтв 15:11:00.
Раздел: "Музыка"
Сообщений в теме: 5, просмотров: 1397
-
Bootleg
Диск (как правило, концертный), выпущенный без разрешения правообладателя. Единственная разновидность аудио пиратства, к которой терпимо относятся заинтересованные лица. В конце концов из-под полы на мини-диск концерт Бритни Спирс купят разве что самые упертые фанаты.
Velvet
Underground
Нью-йоркская богема, выкормши Энди Уорхолл, выпустившие свой первый альбом в 1966 году, тот самый, на обложке которого красуется "уорхолловский" банан. Своими монотонностью, примитивизмом и цинизмом сильно отличались от пафостных и завороченных рок-групп того времени. Та пластинка продалась тиражом всего в 10 тыс. экземпляров, но, как гласит известная поговорка, каждый из людей, ее купивших, в дальнейшем создал собственную группу. Такие известные люди, как Лу Рид, Джон Кейл, Нико, - все они были ее участниками.
Garage
Для рядового обывателя - место хранения личного автомобиля (лучше двух). Для американской молодежи - место сочинения и исполнения непримиримо шумных рок- композиций, являющихся, таким образом, гаражными. "Гаражный рок" конца шестидесятых был первым звоночком, предвещавшим и безумие панка, и новую "волну". В наши дни тотальное отсутствие новых идей коснулось даже терминологии: "гаражом" была названа одна из разновидностей хауса.
Grunge
Слово grunge появилось на свет еще в шестидесятых как производное от grungy - "поношенный, грязный". А в конце восьмидесятых несколько сиэттлских групп - Green River, Mudhoney, Soundgarden, Melvins, ииграющий гибрид классического панк и хард рока а-ля Black Sabbath, - стали носить вещи, словно найденные на помойке: рванные свитера и клетчатые рубашки дровосеков, неряшливые штаны и майки. Так появился гранж. Пришедшая чуть позже Nirvana сделала его - и в одежде, и в музыке - главным модным течением первой половины 90-х. Чисто в музыкальном плане основной признак гранжа - зафузаванная, жужжащая, почти нойзовая (см. Нойз) гитара.
Groove
"Ска - это слово из трех букв, и в этом слове заложен грув", - поет Сергей "Шнур" из группы "Ленинград". Далее по контексту понятно, что грув - это что-то хорошее. Но вот что? Комментирует Борис Назаров (Moscow Grooves Institute): "У слова "грув"два значения. Во-первых, это дорожка на виниловом диске. Во-вторых, грув - ритм-секция, которая заставляет танцевать". Добавим, что еще один очень известный ди-джей. Но вот какой из грувов заложен в слове "ска", остается неясным.
Dub
Более тормозной и "укурочный" вариант ямайского реггея с более тяжелыми басовыми линиями и неумеренным использованием эффекта "дилей" (см. альбом "No protection" от Mad Professor, испортившего целый альбом Massive Attack). Название происходит от слова "double" - имеется ввиду "дубль два" обычного регей-трека, своего рода ремикс.
Королями даба были Ли Перри и Кинг Табби, а его белым пропагандистом Билл Ласвелл. Родившись как маргинальная музыка обкуренных растаманов из пригорода Кингстона, сегодня даб стал очень модным стилем умных белых мальчиков.
[/b]Downtempo[/b]
Термины, обозначающие стили электронной музыки, плодятся как грибы после дождя. Даутемпо - это размытое определение для всякой медленной и расслабленной электронной музыки, которое не вписывается в торговый ярлык "трип-хоп", но крутится где то рядом.
Drive
Это слово, которым обожают спекулировать музыкальные журналисты, обозначает некую нематериальную субстанцию. Никто не может доказать что драйв существует, однако он есть. Либо нет. Можно быть музыкантом-виртуозом, но драйва не выдавать. Если так, то на концерте этой группы вам явно нечего делать. А можно знать всего три аккорда, но пронимать слушателя до печенок. Это и есть рок-н-рол.
EP, LP
Устаревшие термины из эпохи винила, ныне употребляемые лишь неисправимыми ретроградами. EP (extended play) - диск семидюймового диаметра на 33 оборота в минуту (или двенадцати дюймовый на 45), на 4-6 песен, LP (long play) - то самое большое "колесо", в свои лучшие времена вмещавшие до 52 минут музыки. С появлением на рынке компакт-дисков ушли в область преданий, хотя многие альбомы до сих пор выпускаются и на LP - для ностальгирующих по легкому шороху "иголки" энтузиастов.
Industrial
"Индустриальная" была изобретена в 20-х годах прошлого века итальянским футуристом Маринетти, исполнявшим свой опусы при помощи авиадвигателей ( записей, к сожалению, не сохранилось). В дальнейшем на службу прекрасному были поставлены и пылесосы ( легендарные англичане Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire), и замысловатые металлические конструкции (немцы Einsturzende Neubauten и прибалты Zga), и бог знает что еще. Позднее все это промышленное хозяйство заменили семплерами, а брак старорежимного индастриала с гитарным звуком окрестили индастриал-роком: Die Krupps, Ministry, Nine Inch Niles, Rammstein. Лохи же по-прежнему называют индастриалом Depeche Mode и их немецких последователей.
Cover
"Батт-Хед, а что такое кавер?" -"Ну ты дебил Бивис! Это когда какой нибудь чувак поет чужую песню!" - "А-а, понятно … То есть это когда Eurythmics поют эту, как ее … "Sweet dreams are made of this" .. Да?" - "Баклан, это же их песня! Это Менсон ее перепел!" - "А- а, точно … а если я в ванной пою "Oops, I did it again…?" Это кавкр?" - "Э-э… Ну ты же не записываешь на пленку!" - "А-а, ну да…"
Lounge
Дословно - "отдых, бесцельное времяпрепровождение". Музыка, под которую теоретически нужно лежать в шезлонге и потягивать через трубочку "Пинаколаду" или "Секс на пляже". Обычно лаундж представляют этаким ни к чему не обязывающим звуковым фоном - оркестровые обработки известных хитов, бессловесные и безымянные мелодии, Джеймс Ласт, Поль Мориа, Лес Бакстер, Combustible Edison и т.п. На самом деле это циничная подстава - музыки, которую ненужно было бы слушать, в природе нет. Вот и сидят любители лаунджа, внимая с умным видом переливам экзотических инструментов и не подозревая, что стали объектом самого большого надувательства в музыкальной истории.
Lo-Fi
Крайне популярное течение в американском альт-роке 90-х. В противовес все заполняющему "хай-фаю" (группа, поющая:"Лето подавай!", отношение к теме неимеет) - "хай-фиделити", "высокому качеству звука" - представители лоу-фая отличаются крайне пренебрежительным отношением к богатству звуковой палитры. Имена: Beat Happening, Pussy Galore, Pavement, Guided By Voices, Sebadoh, Лиз Фейр. Впрочем, главная задача выступающего в этом жанре артиста - показать, что хоть он и играет на трех аккордах, хоть на фортепьяно, хоть на валторне сможет. Лучше всех это получается у Бека, самого на сегодня известного лоуфайщика.
Loop
От английского "loop" - петля. Многократно повторяемый музыкальный фагмент (нередко чужой), избавляющий от необходимости играть что-нибудь в ручную. Любимая забава электронщиков и хип-хоперов.
MC
Тот, кто читает реп. Самая распространенная расшифровка - Master of Ceremonies; также встречаются Microphone Controller и Mic Cheka. Считается, что корни термина идет еще с Ямайки, от куда в Америку приехала традиция уличных тусовок под фанк и реггей. Очень хороший пример взаимодействия MC и ди-джея в режиме live - в клипе Beastie Boys "Three MCs and One DJ".
"Индустриальная" была изобретена в 20-х годах прошлого века итальянским футуристом Маринетти, исполнявшим свой опусы при помощи авиадвигателей ( записей, к сожалению, не сохранилось). В дальнейшем на службу прекрасному были поставлены и пылесосы ( легендарные англичане Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire), и замысловатые металлические конструкции (немцы Einsturzende Neubauten и прибалты Zga), и бог знает что еще. Позднее все это промышленное хозяйство заменили семплерами, а брак старорежимного индастриала с гитарным звуком окрестили индастриал-роком: Die Krupps, Ministry, Nine Inch Niles, Rammstein. Лохи же по-прежнему называют индастриалом Depeche Mode и их немецких последователей.
Mastering
Производимые уже над записанной музыкой в высшей степени загадочные манипуляции. Предположительная цель - достижение максимально возможного качества звука. Лет через десять после мастеринга у приличных людей принято повторять те же действия в другой студии, называя их ремастерингом. -
BaZile
Цитата:
джангл
Почему Jungle назвали так?
jungle
Году в 92-м кому-то в Британии пришла в голову счастливая мысль объединить дарк с рэгги и раггой (На самом деле, дарк был настоящим андерграундом - его совершенно игнорировали масс-медиа, а у рагга-тусовки были свои клубы, лэйблы, магазины, журналы). К быстрому брэйкбиту (140-170 ударов в минуту) была добавлена мощная бас-партия (которая шла в два раза медленнее, чем барабаны, т.е. в характерной для рэгги акцентации) и сэмплы со старых рэгги-пластинок. Часто на слепленный трек записывали ещё и рагга-вокал. Результат назвали джангл - "джунгли". По легенде, был такой шустрый чувак Jonnie Jungle и его псевдоним якобы прилип к музыке, которую он заводил. По другой версии, название происходит от сборника Джеймса Брауна Into the Jungle Groove, где в композиции "Funky Drummer" был часто сэмплируемый брэйкбит. Как бы это ни было, слово "джангл" очень хорошо описывает ту музыку - с диковатым низким рагга-вокалом и обилием ломанного брэйкбита. Многие продюсеры играли на слове "джунгли" и провокационно добавляли в музыку крики диких тропических птиц и зверей.
Дальнейшую судьбу новой музыки определил ставший в 93-м году популярным трек (а теперь уже классический хит джангла) "Original Nuttah", который изготовили диджей Shy FX и рагга-вокалист UK Apachi. На эту вещь существует и чудовищно дикий видеоклип, если вы его не видели, вы не имеете представления о том, что такое был джанглВ 94-м году некий M-Beat сотворил трек "Incredible", который попал в британский хит-парад, это была вершина популярности джангла, с того момента джангл и начал отмирать.
Отцами-основателями джангла обычно считают таких диджеев как Goldie, Grooverider, Fabio. Их тусовка (а это была лондонская дарк-тусовка) породила джангл и его же и убила. Голди, кстати, тоже нвчинал с олдскула - почти без рагга-вокала, с кучей протяжных аккордов, низким басом и фрагментами женского соул-вокала. Его олдскульная вещь "Terminator" стала уже классикой. Также и вышедший в 95-м году длящийся 21 минуту трек "Timeless".
Практически весь джангл, по легенде, производился на пиратски добытых программах "Cubase" фирмы "Steinberg" для Макинтошей и для ПиСи. Брали куски брэйкбита (прежде всего т.н. amens), всячески их резали, обрабатывали на компьютере разными эффектами и из них составлялся ритм-трек. В начале ритм-машины в джангле не использовали, а только семплеры. При этом очень многие продюсеры джангла проявляли прямо-таки чудеса манипулирования отдельными фрагментами звука. Скажем, такой эффект как rolling ("катящиеся барабаны") сделать не так-то просто, нужно приложить немало хитростей типа резких изменений громкости, эффектов задержки, нескольких параллельно звучащих сэмплов итд. После в весь этот суп добавлялись снятые со старых ямайских рэгги-пластинок и тоже изрядно покалеченные на компьютере фрагменты песен (благо, что это наследие неисчерпаемо) и сбивающая с ног бас-партия (для неё часто использовали синтезатор Yamaha DX-100). А уж поверх всего этого, если нужно было, записывался рагга-вокал. Джангл того периода часто называют олдскул или рагга-джангл. Такую музыку вроде до сих пор еще выпускает лейбл Congo Natty.
Со временем джангл становился всё более диким, злобным и сложным. Запутанными и всё более часто ломающимися стали партии ударных (продюссеры начали их программировать отдельно - удар за ударом, тарелочку за тарелочкой). Так, году к 95-му джангл переродился в драм-н-бэйс.
З.Ы. спасибо СТАРу этот текст я по его ссылке вычитал -