Не KING CRIMSON'ом единым...
Создана: 01 Марта 2004 Пон 1:19:14.
Раздел: "Музыка"
Сообщений в теме: 31, просмотров: 6880
-
Итак, все альбомы KING CRIMSON, а также VAN DER GRAAF GENERATOR (и сольники HAMMILL’а), GENTLE GIANT, YES, GENESIS, PINK FLOYD etc собраны и на 100 раз переслушаны. ЧТО ДАЛЬШЕ?! Неужели ничего подобного уровня больше не было и нет? Неужели Арт-Рок действительно умер?
Все началось с того, что знакомый посоветовал послушать HENRY COW. Найти их диски оказалось непросто, группа коммерчески раскручена гораздо меньше. Но когда нашел, не пожалел. Не менее интересный Арт, чем KING CRIMSON, но еще более авангардный. Всего 4 студийных альбома, но каких!!! [внешняя ссылка]
И эти ребята были не одни. В середине 70-х HENRY COW, а также UNVERSE ZERO, SAMLA MAMMAS MANNA, ETRON FOU LELOBLIAN и STORMY SIX основали двжение RIO (Rock-In-Opposition), ИМХО одно из самых интересных направлений в рок-музыке.
[внешняя ссылка] Причем и сами эти музыканты, и многие последователи работают в этом стиле и поныне. Мне удалось послушать достаточно много, но пробелы, и существенные, конечно имеются. Есть ли на форуме те, кто интересуются такой музыкой? -
В общем, много Нимфея тут понаписала, стоило мне отлучится ненадолго. Нет чтобы делом заниматься, шапка в другой теме порожняком лежит, и я уже согласился на жалкие 47,5%. Да ещё пользуется устаревшими отчетами нерадивого агента, проверяющего почту раз в три дня. И смущает неправильными выводами ни в чем не повинную обчественность. Я артрокавангардитдсокровища не прячу, а готов предъявить списком по предъявлении имейла в приват. Вот с Нимфеи и начну. Так что губы сильно закатывать не стоит. -
ладно, раскатала обратно
Валерий (смотрит на часы) - теперь можно и раскрыть карты
мой агент, втеревшийся к Вам в приват и доверие, уже проводит нашу линию в Вашей квартире
шапку, впрочем, я сказала ему не брать - уж слишком идея создания на вырученные от ее продажи евродоллары магазина "Артрог и капуты" запала мне в душу. Мы со Степаньяком так и договорились - Вы будете зав.муз.отделом, я - завлит, а Степаньяк, соответственно, охранник и по совместительству директор Фунт.
Эх, прокачу!
:) -
… - - - точка точка точка три тирЕ
сабонис дукайтису: цифровка из шентра –
украду ламповый усилитель, недорого. аДрест неизбежден…
фунт Степаньяка за 70 р. – грузить мешками, не квадровать!
дырковый чепец исследовать не удалос… место в-на-по-за-при-хождения не известно!
бах!!! рулит! все сынки! Арт-рок ЖИрВ!
генрикова корова – клева, но с излишествами! хочу красные носки из проволоки!
степинволк – вестма недурен!
curlew – не врубился!
модерн токин вчетвером – бальзам на истерзанную Кремером тушу
тиглил – зашибись! на сей дат лучший -
-
-
-
Помнится, Нимфея летом искала женскагу вокалу. Их есть у Валерия! В группе Henry Cow поет офигенная телка! Это ж надо так удачно совпасть: классический улетный арт-рок и классический арт-роковский женский вокал!
Вы спросите: а что такое классический арт-роковский женский вокал?
А я отвечу: классический арт-роковский женский вокал – это вокал, который звучит с дисков группы Henry Cow!
Альбом «In praise of lerning» сначала показался мне перегружен чисто «шниткеевскими» штучками и заморочками, но где-то с пятого прослушивания все встало на свои места и пришло понимание, что именно так и должно было быть, все очень цельно, гармонично и законченно.
По прослушивании мне вспомнилась лекция Козлова, который сказал примерно следующее: арт-рок неожиданно возник, быстренько всколыхнул музыкальную общественность и еще быстрее исчез.
Теперь к извечным русским вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» лично у меня добавился третий: куда исчез арт-рок? -
Дагмар Краузе поет только в этом их альбоме. Это совместный проект Henry Cow и Slapp Happy. Но после распада Henry Cow большинство музыкантов обех групп + другие создали проект ART BEARS.
Есть у меня и один альбом Slapp Happy "Acnalbasac Noom" (читай слова наоборот). Потрясает дважды: во-первых, тем, насколько он не похож на Henry Cow - этакое ретро-шансон;во-вторых, насколько он хорош.
Кстати, Дагмар не единственная дамочка в RIO.
А RIO-музыка вся такая - сразу не въедешь. Да и в академическом авангарде (Шнитке, Губайдулина, Варез) то же самое. Но чем больше слушаешь, тем больше нравится, и каждый раз, возвращаясь, находишь что-то для себя новое. Только не надо переедать.
Он не исчез, он ушел в подполье.
Кстати, наконец нашел толковую статью про Henry Cow, на днях тисну. -
Николай Слынько (http://www.agharta.net/)
HENRY COW
Составленная из студентов Кембриджского университета группа появилась в атмосфере экспериментального поп-арта, уличного театра, хэппенингов и ситуационизма. Фред Фрит раньше изучал английскую литературу, участвовал в постановке пьес Брехта в студенческом театре и играл на гитаре и скрипке преимущественно фолк, блюз и рок; Тим Ходжкинсон занимался социальной антропологией и играл на органе, кларнете и саксофоне в молодежных постановках, сочетавших фри-джаз и современную поэзию. Они придерживались левых взглядов - участвовали в олдермастонских маршах, пикетировали студенческий городок во время забастовок, изучали "Капитал". Тим и Фред создали группу свободного присутствия, с дадаистским чувством юмора. Они играли песни типа "Rock Me Baby", "Hard Time", "Killing Floor" и др. Первые два своих концерта они дали с Pink Floyd, откуда только что ушел Барретт.
На фоне частых перемен в составе в ранний период наиболее ценным приобретением оказался Джон Гривз, бывший член Ray Irving Showband и большой поклонник Фрэнка Синатры. В это время начинает проявляться интерес лидеров группы к новаторскому и сложному материалу.
В 1971 году в составе появился Крис Катлер, работавший ранее в группах Psychedelic Poets и Louise и склонявшийся к электронным экспериментам. Катлер оказался лучшим организатором в группе и придал ее деятельности целеустремленный характер (он также вместе с Дэйвом Стюартом играл в 20-членном роковом оркестре Ottawa Music Company, исполнявшем широкоформатные композиции. Однажды даже весь состав Henry Cow принял участие в работе этого коллектива). Cow давали концерты в Кембридже, где аудиторию составили "молодые интеллектуалы". Времени для репетиций было сколько угодно. Группа, название которой, судя по всему, составило сокращение имени американского композитора Генри Коуэлла, оказавшего сильное влияние на вкусы Ходжкинсона, играла тогда довольно сложные по языку инструментальные пьесы, охарактеризовать которые довольно трудно, но в которых просматривалось влияние как представителей современной серьезной музыки (Барток, Мессиан и Кейдж), так и джаза (Паркер и Колтрейн) и рока (Pink Floyd и Фрэнк Заппа).
В это время они написали и исполнили музыку для постановки трагедии Эврипида "Вакханки" в Уортфордском театре. На фестивале в Эдинбурге играли музыку для балета, а, вернувшись в Лондон, дали серию представлений. Впечатлившись новыми творческими возможностями, коллектив дополняет флейтист и тенор-саксофонист Джефф Ли.
Их политически левый, антикоммерческий уклон позволил ансамблю обойти стороной главный поток рокового бизнеса, но продержал группу в тени до ее приезда в Лондон в 1971 году, когда они отметились участием в музыкальном сопровождении знаменитого фильма "Glastonbury Fayre".
Играя в основном для небольшой аудитории и в принципе избегая масштабных представлений, Henry Cow создали себе клан фанатичных приверженцев; решительно отличаясь от большинства ансамблей своей идеологической последовательностью, они обладали отличным пониманием музыки и выдающимся исполнительским мастерством. В марте 1973 года их можно было слышать в серии концертов под общим названием "Клуб исследователей", вместе с Лолом Коксхиллом, Айвором Катлером, Роном Гризином и другими авангардными музыкантами. В мае Henry Cow выступали на фестивале в Бате, а затем участвовали в постановке "Цилиндрических колоколов" в Куин-Элизабет-холле. Чуть позже они подписали контракт с фирмой Virgin, через месяц записали альбом "Leg End". Об этом альбоме в роковой энциклопедии Логана без обиняков сказано: "Самый музыкально сложный рок-альбом всех времен".
В том же, 1973 году, группа написала и исполнила музыку к фильму "Буря", а затем отправилась с западногерманским ансамблем Faust в свое первое концертное турне по Великобритании и Нидерландам. Крис Катлер вспоминает: "Раньше мы писали музыку в основном для самих себя. Мы как бы бросали себе вызов: сможем ли мы сыграть это или нет? Однако во время турне мы почувствовали, что игра на пределе возможности еще не дает желаемой отдачи..."
Последняя фраза нуждается в небольшом комментарии. С одной стороны, музыканты поняли, что в своем экспериментальном музицировании они оторвались от широкого слушателя. С другой стороны, осенние гастроли 1973 года оказались первым серьезным столкновением ансамбля с машиной британского шоу-бизнеса, машиной, перемоловшей уже не одного новичка...
В конце года Ли решил уйти, поскольку жизнь по расписанию его не устраивала. В январе следующего года к Cow присоединилась Линдси Купер (она родилась в марте 1951 года в Лондоне. Изучала музыку в Дартингтонгском колледже и Королевской музыкальной академии, приобрела опыт исполнения на фаготе, сопрано- и альт-саксофонах, флейте, фортепиано и аккордеоне, хотя позже сконцентрировала свои усилия на трех первых инструментах. После короткого периода работы в качестве исполнительницы на фаготе в оркестре обратилась к театру, популярной и импровизационной музыке сначала в группе Comus, а затем в Henry Cow) - и сразу же они приступают к сессиям по записи диска "Unrest".
В 1974 году Cow сопровождают в турне по Европе Кэптена Бифхарта. Фрит выпустил вызвавший восхищение критики сольный диск "Guitar Solos", проиллюстрировавший серию статей о гитарной технике в Melody Maker. К концу того же года группа оформила тесный творческий контакт с международным ансамблем Slapp Happy. Эти две стилистически трудно совместимые группы выпустили общий диск "Desperate Straights". В комментирующем его тексте читаем: "Поле нашей деятельности не обязательно обречено на прославление Супермена, Банальщины или Великого Ухода от Реальности. Вполне возможно создание произведений конструктивно-критических. Наша цель - сделать музыку именно такой..."
Пластинка получилась честной, искренней и злой. С ядовитым сарказмом высмеиваются здесь те, кто активно поддерживает правящую элиту, надеясь в будущем самим добраться до "верха", приспособленцы и циники, слепой бунт одиночек. Вместе с тем во многих песнях преобладает пессимистическое, подавленное настроение. Многие песни чересчур заумны и просто непонятны. Чего, например, стоит рефрен песни "Europe": "Витамин, промелькнувший в зеркале, может разрешить проблему Европы..."?
В июле 1975 года снова вместе со Slapp Happy ансамбль выпускает альбом "In Praise Of Learning" - свое самое удачное произведение. Открывает альбом композиция Блэгвада и Мура "War". Картины войны, рисующие конец мира, проникнутые ненавистью и страхом, соседствуют с издевками над "интеллектуальными" апологетами войны, утверждающими, что "насилие соединяет разобщенный разум". Песня завершается призывом к людям обратиться в пилигримов, чтобы пройти дружным маршем через поля, луга, храмы и библиотеки, преодолевая "чувство войны". Затем следует 15-минутная композиция Тима Ходжкинсона "Living in the Heart of the Beast". В начале песни дано развернутое полотно жизни современного общества - подавление умов, стресс, отчуждение. А где же выход? "Настало время идти вперед... Настало время определить направление нашего движения... Мы отнимаем у наших бывших героев и торговцев нашу работу, наши жизни, нашу историю... Избавимся от ненужных слов, порабощенных властителями капитала, которые они обращают в деньги и с помощью которых обманывают нас... Подумай - решись - и прими нашу сторону в борьбе за свободу. И пусть мы станем такими же сильными, как убежденными".
Вторая сторона альбома открывается инструментальной композицией "Beginning: the Long March", переходящей в песню Фрита и Катлера "Beautiful as the Moon - Terrible as an Army with Banners", которая завершается словами: "Угнетенный класс шагает в бой; класс, который выносил все, чей огонь украл капитал... Но теперь нас больше не одурачить - короли исчезнут и фабрики задышат свободно. Восходит заря. Внимание, поднимаются алые стяги. Вставайте, рабочие люди, вам принадлежит будущее. Кто был ничем, тот станет всем!". Сюита заканчивается инструментальной частью под названием "Morning Star".
Но резонно задаться вопросом, особенно в ретроспекции через два десятка лет после выпуска программных дисков группы: не переходит ли бескомпромиссность Henry Cow в догматизм? Вопрос этот в свое время стал предметом широкой дискуссии в английской левой прессе. Публицист Дэвид Спарт поставил Henry Cow в пример прочим "антибуржуазным" группам, спокойно выколачивающим деньги из критикуемой ими системы. Оппоненты возразили ему, что, поскольку музыка Henry Cow не является массовой, объективно ее воздействие на слушателей все же меньше, чем, скажем, у куда менее радикальных Pink Floyd.
C музыкальной точки зрения описывать группу очень трудно: она часто ругалась с критиками, которые называли ее произведения "совершенно непостижимыми" - с другой стороны, ее трудно назвать гениальным прогрессивным коллективом, "мотором" рокового авангарда. Великолепные техники, члены группы использовали больше разнообразных инструментов, чем любой сопоставимый с нею ансамбль - от электрогитары до ксилофона и фагота. Это позволило Henry Cow достичь широчайшей амплитуды звучания. Диск "In Praise Of Learning" называли лучшей пластинкой года, на нем, кроме перечисленных выше влияний, можно найти неожиданное сходство, особенно в вокальных партиях, с оперными работами немецких композиторов 20-х годов - от "Воццека" Альбана Берга до мюзиклов Курта Вайля и Бертольда Брехта. Возможно, ансамбль стоял тогда на пороге коммерческого успеха, но... позиция Henry Cow к этому времени была уже нетипичной для современных им поп-групп, бесповоротно бескомпромиссной и антикоммерческой. Недаром своему лучшему диску они предпослали эпиграф: "Искусство не зеркало, искусство - молот!".
Почти каждое лето Henry Cow выступали в Англии и во Франции на концертах, организуемых коммунистическими партиями этих стран. Их гастроли весной 1977 года прошли под лозунгом "Левое движение '77". Все сборы от этих концертов поступили в фонд британского комсомола, членами которого являлись Катлер и Ходжкинсон. "Хотя взгляды товарищей по группе не совсем идентичны, - говорил Катлер, - все мы занимаем последовательно антикапиталистическую позицию". В Италии Cow стал одной из наиболее популярных групп, а в Париже их выступления собирали не меньше народа, чем концерты Led Zeppelin. Однако "с финансовой точки зрения мы все время балансируем около края, - говорил Катлер. - Приходится разными способами подрабатывать, что, конечно, уменьшает количество времени для работы над нашими серьезными композициями..."
Группа вышла из фирмы Virgin, недовольная ее откровенной прагматической направленностью, записала на независимой фирме диск Western Culture", но вскоре свернула свою деятельность.
Главный "последыш" Henry Cow, ансамбль Art Bears, группировался вокруг Ходжкинсона, Катлера и Дагмар. Он сумел себя проявить в крайне претенциозной и трудной для прослушивания музыке, являясь следующим логическим шагом в развитии концепций Henry Cow. Но если в музыке последних доминировали фри-джазовые тенденции, то Art Bears были расчетливы до крайности. Их три альбома примерно равны по качеству и могут быть рекомендованы тем, кому нравятся Magma, Univers Zero и Henry Cow. Они вполне концептуальны - первый из напоминает о политических марксистских декларациях Henry Cow, тематика второго завернута на искусство XVIII века, а последний является коллекцией историй о пиратах, минотаврах и глубинах человеческой психики.
Линдси Купер с 1977 года принимает активное участие в феминистском музыкальном движении, организуя женские группы. С начала 80-х годов она регулярно выступает на европейской джазовой сцене, получив титул "лучшей английской женщины-композитора". Не оставляет и роковую музыку, записываясь с ансамблем Pedestrians Дэвида Томаса, в группе News from Babel (с Крисом Катлером, Дагмар Краузе и Зиной Паркинс). Талантливый композитор, она выпустила несколько сольных альбомов, работала над музыкой сопровождения к фильмам, ТВ и театральным постановкам. 1992 году ее "Концерт для сопрано-саксофона и струнных" был впервые исполнен в Лондоне Европейским Женским Оркестром, а "Песни для фагота и оркестра" представлены в Болонье.
Значительный интерес у критиков и авангардных (но не только) слушателей вызвала сольная работа гитариста Фреда Фрита. В то время как в составе Henry Cow Фрит играл на гитаре традиционным способом, к сольной работе он подошел совершенно анархически. Он создал собственную, ни на что не похожую технику, где в помощь музыканту берутся бумажные защипки-ластики, затяжки и пр. Активно и грамотно использовалась электронная обработка звука, в результате чего получились выделанные "с металлом" расщепленные слои, изломанные линии, гипнотическая образность.
Альбом "Gravity", даже в какой-то степени танцевальный, был ориентирован на более широкую публику, но Фрит, еще и раньше великолепный, виртуозный и возбуждающий, сохранил здесь эти качества без ущемления духовного начала. Альбом "Speechless" собрал довольно пеструю компанию исполнителей - одни из французской анархической группы Etron Fou LeLoublan, а другие - гости из Нью-Йорка, члены ансамблей Material, Curlew и Dance.
Фрит сыграл также на диске "185" ансамбля Muffins и был его продюсером, а также участвовал в записях нью-йоркского коллектива Material. Во второй половине 80-х годов - в дуэте Skeleton Crew с американским мультиинструменталистом Т. Кори. И в начале 90-х он не потерял способности удивлять своих поклонников - сначала записал музыку для замечательного фильма "Step Across the Border", а затем совместно с Франсуа-Мишелем Пезенти сочинил и записал оперу "Helter Skelter", показанную во многих городах Европы и на крупнейших музыкальных фестивалях.
Джон Гривз ушел в National Health, а после ее распада в 1982 году сотрудничал с Питером Блэгвадом.
Катлер в 1982 году организовал с К.Андерсом, Х.Геббельсом и А.Хартом группу Cassiber, в музыке которой соединились эстетика ранних Henry Cow с сэмплерной технологией западногерманских музыкантов.
Мои CD:
HENRY COW
LEGEND (1973)
UNREST (1974)
IN PRAISE OF LEARNING (1975)
WESTERN CULTURE (1978)
ART BEARS
HOPES & FEARS (1978)
Fred FRITH
SPEECHLESS (1981)
STEP ACROSS THE BORDER (1991)
Lindsay COOPER
A VIEW FROM THE BRIDGE (1998) 2 CD
COMUS
FIRST UTTERANCE (1971) -
Сергей Дементьев
MAGMA
Группа Magma, детище ударника Кристиана Вандера (Christian Vander) раньше (да и больше, пожалуй) других принесла Франции славу на прогрессивном поприще.
Образовавшаяся в самом конце 60-х и выпустившая первый альбом «Kobaia» в 1970 г., эта группа представила ценителям арт-рока не только совершенно новый музыкальный стиль "цойл" ("Zeuhl"), но и собственную мифологию, если так можно выразиться. Kobaia - это некая планета, на которой в будущем люди попытаются построить новую цивилизацию, когда старая будет умирать в хаосе. Конечно, в основном тексты Magma были так же на "кобайском".
Музыка представляет собой мощный, эмоционально насыщенный синтез прогрессива и джаза (Вандер был вдохновлён творчеством таких людей, как джазмен Джон Колтрейн и известный композитор XIX века Рихард Вагнер) с не менее эмоциональным вокалом (иногда все это в комплексе очень сильно напоминает настоящую оперу!). От первого, наиболее наивного альбома музыка становилась всё более самобытной и "закрученной". Она представляет собой огромнейший интерес для всех любителей арт-рока, причем даже его самых его авангардных форм.
Наибольшего расцвета группа достигла в период альбомов «Mekanik Destruktiw Kommandoh» (1973г.) и приджазованного «Attack» (1978г.). Музыканты в составе Magma менялись достаточно часто, что, в общем, не вредило музыке. Команда породила большое число последователей, в т.ч. и в лице музыкантов, прошедших её школу (например, Zao, Xaal, Weidorge).
Интересно, в 80-е годы Magma также подверглась всеобщему «опопсению», результатом которого явился интереснейший диск «Merci». Поверьте, это очень «вкусная» и оригинальная поп-музыка!
Что касается сольных альбомов Кристиана Вандера, то они представляют интерес исключительно для верных фанов Magma: это специфическая и достаточно сложная для восприятия музыка.
К сожалению, у нас диски этой уникальной группы найти достаточно тяжело (их выпускает крохотная французская компания 7th Records). Несомненно, Magma - одна из самых мощных и интересных команд Франции.
Мои CD:
MAGMA
MEKANIK DESTRUKTIW COMMANDOH (1973)
WURDAH ITAH (1974)
BBC RADIO - LONDON 1974
UDU WUDU (1976)
MAGMA – ART ZOYD
MEKANIK DESTRUKTIV KOMMANDOH Comp
WEIDORJE
WEIDORJE (1977)
ZAO
OSIRIS (1975)
SHEKINA (1975)
Patrick GAUTHIER
BEBE GODZILLA (1981)
Bernard PAGANOTTI
PAGA (1985) -
К сожалению, Peter Hammill и группа Van Der Graaf Generator гораздо менее популярны чем King Crimson. По моему, незаслуженно. По вкладу в арт-рок они сопоставимы, как минимум. До недавнего времени я знал только одного поклонника Кримсонов, не воспринимающего Хэммилла. Похоже, что в очередной раз удалось перевербовать.
Довольно неплохая статья:
Елена Савицкая
Peter HAMMILL
Лидер группы Питер Хеммилл проходил свои университеты в Манчестере. Этот портовый город по праву входит в тройку главных провинциальных британских рок-сити, уступая пальму первенства лишь Ливерпулю и Бирмингему (да простят нас за то, что мы не включили в этот перечень графство Сассекс, откуда родом незабвенные DM). Манчестер дал музыкальному миру маститого блюзовика Джона Майэлла, известную битл-группу Hollies и даже весьма популярную локальную разновидность техно-транса. Но самый диковинный рок-побег возрос на плодоносной манчестерской почве в далеком 1967-м. В стенах местной alma mater была организована группа, названная (в соответствии с профессиональными интересами ее участников) в честь неведомого простым смертным, но, очевидно, незаменимого в народном хозяйстве агрегата, а именно генератора высокого напряжения, изобретенного американским физиком Робертом ван дер Граафом в тысяча девятьсот тридцать лохматом году.
Первый состав коллектива - Питер Хеммилл (вокал), Крис "Judge" Смит (ударные), Ник Перн (орган) - вследствие финансовых неурядиц просуществовал ровно год. Молодые музыканты выпустили всего один сингл, ставший сегодня архивной редкостью. Хеммилл намеревался начать сольную карьеру и даже заключил соответствующий контракт, но первый "полнометражный" альбом решил записать все же под вывеской группы. Так Van Der Graaf Generator была реанимирована (уже в другом line-up'е), выдвинув в качестве многообещающего дебюта диск "Aerosol Grey Machine". Несмотря на то, что в 1968 году пластинка вышла только в Штатах ( в Англии она была издана лишь восемь лет спустя), аудитория и критика по обе стороны океана сразу же отметили начинающую команду за ее необычный творческий имидж, за подчеркнуто интеллектуальный подход к вопросам музыкального языка и поэтического содержания, за непривычно сумрачный взгляд на окружающую действительность.
История VDGG отчетливо разделяется на два периода, которые, впрочем, стилистически взаимосвязаны. Первый, помимо уже упомянутого "Аэрозоля", отмечен выпуском альбомов "The Least We Can Do Is Wave To Each Other" (1969), "H To He Who Am The Only One" (1970; в названии обыграна формула перехода водорода в гелий) и "Pawn Hearts" (1971). После четырехлетнего "антракта" (в течение которого Хеммилл отдает дань своему контракту, занимаясь сольным творчеством), коллектив собирается вновь, чтобы записать еще четыре студийных альбома -"Godbluff" (1975),"Still Life" (1976), "Wold Record" (1976), "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" (1977), а также двойной концертник "Vital" (1978). Специалисты советуют начинать изучение творчества Van Der Graaf Generator с прослушивания альбомов "Pawn Hearts" и "Godbluff" - именно эти пластинки считаются самыми совершенными произведениями первого и второго периодов соответственно. Все эти годы с Хеммилл работают такие музыканты, как Хью Бентон (профессионально образованный пианист-органист), Гай Эванс (ударные) и Дэвид Джексон (саксофоны). Правда, басисты в команде как-то не задерживались: сначала уходит Кейт Эллис, затем скоропостижно покидает коллектив его сменщик Ник Поттер. Возможно, неуживчивость бас-гитаристов и послужила причиной формирования того уникального саунда, за который мы так ценим группу Van Der Graaf Generator.
Саунд этот, созданный в сотрудничестве с продюсером Джоном Энтони и звукоинженером Робином Кэйблом (VDGG, как и Genesis, осели на фирме Charisma), совершенно не похож на звучание традиционного рок-квартета, а с точки зрения "истинного рок-н-ролла", вообще представляет собой совершеннейший нонсенс. Роль электрогитары (ритм- и соло-) у "Генераторов" снижена до минимума, а место виртуозного солирующего инструмента занимает секция духовых, и прежде всего саксофонов - злых, колюще-режущих, цапающих, ревущих, стонущих, ерничающих. Нередко к ним присоединяются флейты со своими блеклыми, безжизненными, хрупкими тембрами. В последних записях злобно-язвительные саксофоны Джексона сменяет чарующая скрипка Грэхэма Смита, благодаря чему звучание становится более мягким и удобоваримым для широкой массы слушателей (чтобы как-то отметить эти стилевые метаморфозы, Хеммилл в 1977 изымает из названия группы последнее слово). В отличие от многих других групп арт-рока, VDGG не ставят во главу угла свой электроорган - он хоть и звучит насыщенно (порою гневно, порою устрашающе), но все же выполняет функцию аккордовой поддержки, фона. А самое удивительное состоит в том, что во многих записях группы отсутствует бас-гитара: басовые партии исполняются клавишником при помощи органной ножной клавиатуры! Но хотя лишь в одной композиции VDGG можно обнаружить полноценный басовый рифф, звучание группы отличается ощутимой тяжестью, плотностью и даже навязчивостью.
Не только давлением звуковых глыб и масс воздействует Хеммилл на слушателя. В его арсенале, как и в хорошо оснащенном зубном кабинете, есть и более тонкие инструменты. С помощью двух-трех сверлящих, вибрирующих, буравящих ухо узких "пучков" звука Хеммилл может вызвать ощущение безграничного, пронизанного напряжением, пространства; оперируя несколькими переливчатыми сонорными "пятнами" создать впечатление тонкой, мерцающей звуковой паутины. Интересная деталь: список инструментов, использованных в альбоме "Pawn Hearts", включает некое "психоделическое лезвие" (объясните мне, как на нем играют!). Музыкальная ткань композиций VDGG полна того, что сегодня называют atmospheres и sonix. Недаром Хеммилл наряду со своим коллегой по арт-роковому цеху Робертом Фриппом, гитаристом группы King Crimson, считается прародителем и создателем таких направлений рока, как электронная психоделия, индастриал и нойз. Кстати, его-то, то бишь Роберта Фриппа, Хеммилл дважды приглашает в качестве "специального гостя" - для участия в записи альбомов "Н То Не..." и "Pawn Hearts". Правда, и в том, и в другом случае маэстро сыграл ровно три ноты, но зато какие! А Хеммилл отплатил своему соратнику сполна, великолепно проявив себя на первом фрипповском сольнике "Exposure".
Вокал Хеммилла, который невозможно перепутать ни с чьим другим, обладает поистине магической силой воздействия. Большой диапазон и сила, позволяющие Питеру свободно переходить от бархатистых басовых фраз к фальцетным "сопрановым" фиоритурам, от надрывного полупения-полукрика к таинственному шепоту, виртуозное владение голосом, дающее певцу возможность исполнять как "оперные" фразы широкого дыхания, так и колкие гротесковые скетчи - все это завораживает, заставляет следовать прихотливым изгибам хеммилловской "омузыкаленной речи", его вокальному "повествованию". Ведь интонация, и интонация в первую очередь речевая, имеющая целью передать смысл каждого слова, становится для Хеммилла более важной, нежели красивая, ладно скроенная, запоминающаяся мелодия. Здесь Хеммилл выступает, без всякого преувеличения, достойным преемником великого русского композитора М.П. Мусоргского, стремившегося, как известно, воплотить в строении вокальной фразы все особенности человеческой речи.
Зачастую Хеммилл буквально следует поэтическому тексту, от сюжетно-эмоциональных поворотов которого зависит и развитие самой музыкальной мысли - а посему слушателю приходится продираться сквозь непрерывные смены темпа, размера, фактуры, тембрового колорита, сквозь нагромождения взаимоисключающих, казалось бы, стилистических элементов. От фугированного изложения а-ля Фрескобальди "Генераторы" могут совершенно спокойно перейти в какой-нибудь "ресторанный " джазик, из него вывести тему "испанизированной" рок-пасскальи, а под конец погрязнуть в тяжелом и тоскливом регги. Нравоучительные "готические" звучания органа соседствуют у них с "искореженными" до неузнаваемости ча-ча-ча и танго, убийственные в своей безысходной простоте баллады под фортепиано - с "навороченными" квазисимфоническими тутти. Немудрено, что кому-то это может показаться утомительным. Что ж , возможно, того и добивался Питер Хеммилл в своих психологических экспериментах над слушателем. Но это ничуть не умаляет значения Van Der Graaf Generator - группы, не стремившейся сроднить рок, джаз и "классику" путем пришивания ярких стилевых "заплат" на затрепанные рок-одежки (как это делали ELP или ранние Deep Purple), но говорящей с джазом и "классикой" на одном языке.
В 1978 году Хеммилл окончательно распускает ставший уже притчей во языцех "Генератор" и пускается в свободное плавание по волнам сольного творчества(впрочем, первый заплыв, как уже говорилось, был произведен еще во времена VDGG, параллельно и перпендикулярно которым Хеммилл выпустил семь собственных альбомов). Причина такого изменения траектории чрезвычайно проста: обзаведшись семьей, остепенившись, Питер теряет возможность уделять группе столь же много внимания и сил, сколь прежде. Но со своими друзьями-музыкантами он не расстается - Бэнтон, Эванс, Джексон, Смит, Поттер и компания частенько поддерживают Хеммилла в его новаторских начинаниях. Впрочем, иногда Хеммилл прекрасно обходится и без них: освоив целый арсенал инструментов, он демонстрирует свои достоинства как человек-ансамбль, а то и вовсе довольствуется богатыми ресурсами аккомпанирующего фортепиано.
Успешно обойдя ставший неизбежным практически для всех оставшихся "на плаву" арт-групп период кризиса (затронувший даже такие коллективы, как Pink Floyd, Jethro Tull и Yes), Хеммилл на пару со своим коллегой Фриппом начинает действовать в качестве "маленькой, мобильной, независимой и интеллигентной единицы". Каждый очередной сольник представляет Хеммилла в новой ипостаси. Артист движется вперед, руководствуясь лишь собственными творческими принципами - ему наплевать на веяния моды, на слушательские предпочтения, на ход рок-истории и вообще на то, какое тысячелетие на дворе.
И все же в своем сольном творчестве Хеммилл не столько аутсайдер, сколько "правофланговый". К примеру, разудалый альбом "Nadir's Big Chance" (1975) общепризнанно считается предтечей панка, а Джонни Лайдон (бывш. Роттен) даже называет его самым своим любимым. Вообще, "экспериментаторская" стезя увлекает нашего героя, приводя его порой к неожиданно-впечатляющим, порой - к забавным результатам. Альбом "The Silent Corner And The Empty Stage" (1974) представляет нам Хеммилла, отчаянно флиртующего с технологией "тейп-дилэй", гранджево-дисторшновым басом и прочими хитрыми "примочками", скажем, такими, что заставляют гитару звучать, как секция медных духовых. В композиции "Gog & Magog" с пластинки "In Camera" (1974) музыкант еретически-величаво создает нечто вроде антимессы, используя грозно-иронические органные кластеры и прочие грандиозные сонорные эффекты. "Балетно-сюитный" сборник "Loops & Reels" (1993), напротив, выдержан в минималистическом ключе - вращающиеся "петли" ударных являются здесь основой для графически выверенных мелодических линий, исполняемых экзотическими щипковыми инструментами.
А вот альбом "Over" (1977) - до сих пор считающийся лучшим в сольной карьере музыканта - открывает нам Хеммилла с совсем иной, лирической стороны, обнажая его печальные душевные переживания, связанные с поражением на любовном фронте (ага, вот наконец и появилось кое-что интимненькое!...). Многие признаются, что с трудом дослушивают этот диск до конца - столь откровенен здесь Питер. Лирическую линию развивает камерный "And Close Fs This" (1986) - цикл восхитительно-трогательных колыбельных, а также немного рафинированный, овеянный дымкой кафешантанности "X My Heart" (1996).
Свои технологические изыскания Хеммилл продолжает в альбомах "The Future Now" (1978), "РН7" (1979) и "Black Box" (1980), которые, по сути, представляют своеобразную трилогию, "Выкрутасы" с реверсированной пленкой, многократные наложения вокала, дающие впечатляющий "хоровой" эффект, различные "химические" звучности и фокусы с "чрезмерно препарированным" роялем делают продукцию Хеммилла вполне "кислотной" даже по нынешним временам. А если вы желаете немного поразмяться, поставьте альбом "Sitting Targets" (1981): под эти короткие "попсовые" песенки, в основе которых - хлесткие мелодии и непрерывно повторяющиеся барабанные "лупы", можно и потанцевать. Если получится, конечно.
В начале 80-х Хеммилл порывает с фирмой Charisma, перейдя на самофинансирование. Впоследствии музыкант основывает Fie! - собственный звукозаписывающий лейбл. Не обошлось и без милых чудачеств. Альбомы "Enter K" (1982) и "Patience" (1983) записаны в кратковременном альянсе Хеммилла (вокал, гитара, клавишные) с Джоном Эллисом (гитара), а также хорошо знакомыми нам Гаем Эвансом (ударные) и Ником Поттером (бас), взявшими псевдонимы (к примеру, Поттер скромно обозвал себя Моцартом) и объединившимися под неприметным названием The K Group.
Быть может, в конце 80-х Хеммилл и не "подогрел" своих слушателей яркими и интересными работами, но зато в 1991-м о нем заговорили даже те, кто раньше и вовсе его не знал. Наконец-то увидела свет долгожданная опера "Падение дома Эшеров" по Эдгару Алану По. Хеммиллу удалось возродить здесь "готический" дух ранних VDGG, хотя обилие "слабохарактерных" синтетических струнных и компьютерных драмсов слегка раздражает. Но, пожалуй, самым "вандерграафовским" из всего созданного Хеммиллом стал диск 1994 года "Roaring Forties" - мощный, властный и одновременно пугающе интеллектуальный. Венчающая альбом 20-минутная сюита "A Headlong Stretch" по силе своего эмоционального воздействия достойна сравнения с такими "старыми" композициями, как "A Plague Of Lighthouse Keeper" и "Fight".
В своем последнем релизе - "Everyone You Hold" (1997) - Питер опять возвращается к экстатично-лирическому тону высказывания. Достаточно взглянуть на представленную на обложке предельно натуралистичную фотографию артиста, чтобы понять, что он вновь не собирается ничего скрывать от слушателя и каждое движение его души будет рассмотрено сквозь увеличительное стекло. Хеммилловский вокал поражает интонационной выразительностью, обилием тончайших эмоциональных градаций. Убедительностью "повествовательной" манеры. Скупая фактура аккомпанемента с преобладанием "балладного" фортепианного (вполне в духе позднего Шуберта), немногочисленные звуковые "украшения" - скрипичные трели и статичные органные аккорды - настраивают на серьезный, рассудительный лад, на размышлкния о прелестях среднего и старшего возраста, о вечных ценностях, о том, что мы имеем, но не храним... Кстати, насчет "прелестей" Хеммиллу есть чем гордиться - его дочки, чей сладкий вокальный бэкграунд мы слышим в композиции "Phosphorescence", явно пошли по стопам достойного папаши. Вполне возможно, что вскоре старина Питер будет выступать в составе семейного ансамбля.
Мои CD:
VAN DER GRAAF GENERATOR
THE AEROSOL GREY MACHINE (1969)
THE LEAST WE CAN DO IS WAVE TO EACH OTHER (1970)
H TO HE WHO AM THE ONLY ONE (1970)
PAWNHEARTS (1971)
GODBLUFF (1975)
WORLD RECORD (1976)
STILL LIFE (1976)
THE QUIET ZONE/THE PLEASURE DOME (1977)
VITAL (1978)
Peter HAMMILL
FOOL'S MATE (1971)
CHAMELEON IN THE SHADOW OF NIGHT (1973)
THE SILENT CORNER & THE EMPTY STAGE (1974)
IN CAMERA (1974)
NADIR'S BIG CHANCE(1975)
OVER (1977)
THE FUTURE NOW (1978)
PH7 (1979)
A BLACK BOX (1980)
SITTING TARGETS (1981)
PATIENCE (1982)
ENTER K (1982)
LOVE SONGS (1984)
THE MARGIN. LIVE (1985)
AND CLOSE AS THIS (1986)
SKIN (1986)
IN A FOREIGN TOWN (1988)
OUT OF WATER (1990)
ROOM TEMPERATURE (1990) 2 CD
THE FALL OF THE HOUSE OF USHER (1991)
FIRESHIPS (1992)
LOOPS & REELS (1993)
THE NOISE (1993)
LIVE IN LONDON (1993)
ROARING FORTIES (1994)
SONIX (1996)
X MY HEART (1996)
EVERYONE YOU HOLD (1997)
NONE OF THE ABOVE (2000)
WHAT, NOW ? (2001)
CLUTCH (2002)
Peter HAMMILL & Guy EVANS
SPUR OF THE MOMENT (1988) -
недавно приобрёл DVD c двумя альбомами van der graaf'a. Звук хромает, концертное исполнение всё-таки, но зато как приятно увидеть ребят играющих эту музыку "в живую"!
Саксофонист великолепен просто! )
Но к сольникам Хэммилла как-то не лежит пока душа. Позавчера купил Room Temperatute. До конца так и не смог дослушать. Трудно понять его. -
-
Валера, здорОво, это Алексей
Что нового? У Севы давно был? Это правда что у него появился Носферату Мурнау на DVD? Пиши мне на мейл eko@nombus.omsk.ru -
спасибо, Валерий!
но в Ваш текст вкралась ошибка
американского басиста с которым Fred Frith играл в SKELETON CREW зовут Tom Cora, кроме того он играет на виолончели и перкуссии (увы но в прошлом году он умер, кстати он также играл с замечательной группой THE EX http://www.theex.nl/index.htm ) Скелетоны выпустили два альбома и один сборничек. Кроме упомянутых двоих третий участник Zeena Parkins (аккордеон, арфа, клавишные)